История

 

raszkow

Рашково (молд. Raşcov, укр. Рашків, ранее Рашков) расположен в юго-восточной части района на левом берегу Днестра. Является одним из старейших городов, основанный в 1402 году как торговая станция на реке Днестр. Рашков и его окрестности славятся своими культурными и историческими богатствами, которые являются одними из сокровищ молдавского национального наследия.

Сам же Рашков возник как присёлок при крепости. Позже Князь Витовт пожаловал Калаур с Рашковом Андрею Сидимунту. В 1442 году Калаур вместе с обширной степной полосой, простиравшейся до берегов Черного моря, был отдан в пожизненное владение Бучацкому. В 1545 году Калаур находился в руках Григория Чечеля-Сидимунтовича.

Село делится на несколько исторических частей: Центр, Покровка, Подол, Млины. Главными строительными материалами служат известняк и дерево, чему способствует обилие камня и леса в окрестностях села. Здешние жилые дома сочетают украинские и молдавские архитектурные элементы.

В 1569 году после объединения Польши и Литвы Рашков входил в Брацлавский повет в составе Малопольской Провинции Короны Польской. В конце XVI столетия Рашковское поселение разрослось так, что Калаур стал только предместьем Рашкова. В это время Ян Замойский приобретает Рашков  в числе других обширных поместий Приднестровья. В 1617 г. крепость Калаур и Рашков были добровольно сожжены поляками в угоду туркам, которые, заключая договор в Буше с гетманом Жолкевским, потребовали упразднения пограничных крепостей под тем предлогом, что они служат притонами, из которых казаки совершают набеги на турецкие владения. Поселение Рашков было восстановлено около 1646 года и затем упоминалось как «сильная крепость на границе безлюдной степи».

Первое упоминание о евреях Рашкова относится к 1637 году.

 

С 1662 года Рашков, находившийся во владении Замойских, стал подвергаться разорениям со стороны соперничавших между собой украинских гетманов. В течение двенадцати лет (1663—1675 гг.) Рашков три раза был взят приступом и разорён. В 1664 году Ян Замойский, воевода Сандомирский, в качестве приданого передал права на Рашков своей дочери Иоанне-Варваре, вышедшей замуж за Александра Конецпольского. Их наследники продали все украинские имения Любомирским, которые владели Рашковом до конца XVIII века.

В 1738 году еврейская община пострадала от набегов гайдамаков, в результате которых многие евреи были убиты, их имущество разграблено.

К середине XVII века Рашков был весьма значительным поселением, в котором проживали украинцы, поляки и евреи. Среди жителей выделялись армяне, община которых исповедовала католицизм и по грамоте Ю. Любомирского, пользовалась автономией. В центральной части села сохранились стены синагоги, построенной в 1749 году. Пространственно-планировочная структура синагогального здания включала в себя молельный зал для женщин (вабер-шил), размещённый над нартексом. Эта двухэтажная часть здания со стороны западного фасада входила в его основной объём наряду с молельным залом для мужчин. Синагога в течение долгого времени служила центром духовной жизни многочисленной еврейской общины Рашкова. Раввином Рашковской синагоги был реб Яаков-Йосеф из Полонного с 1748 года по 1752 год, автор первой хасидской книги

 

«Толдот Яаков Йосеф». В селе располагалась резиденция хасидских ребе Рашковской династии (Рашкевер хасидим). С 1745 года продолжателем династии был рабби Шломо-Йосеф cын рабби Шабтая, ученик рабби Пинхаса из Кореца.

Известный польский писатель Генрик Сенкевич описал город в популярном историческом романе «Пан Володыевский». События, описанные Сенкевичем, относятся к 60-70 гг. XVII века, когда Рашков был самой крайней польской крепостью на юге, и в нём размещался сильный военный гарнизон. Город, по выражению Сенкевича, находился «на краю света». Вокруг него в скалистых склонах берега Днестра чернело множество пещер. Постоянные набеги привели к упадку города, и до конца века он уже не упоминается ни в польских документах, ни в казацких хрониках. Вновь отстраиваться Рашков стал только к середине XVIII века.

В 1847 году в Рашкове проживало 1544 еврея. При пожаре 12 июня 1847 года серьёзно пострадала синагога. Тогда же сгорело 93 еврейских дома, пивоваренный завод, купеческий магазин с хлебом и еврейские лавки. Убытки составили 40 000 рублей серебром. В 1852 году династию возглавил рабби Шабтай «II». Рашков являлся значимым торговым пунктом, удобно расположенным на главной торгово-транспортной артерии края — р. Днестр, на важной переправе через него. В местечке регулярно проводились ярмарки и устраивались базарные дни. На рашковскую пристань ежемесячно прибывало большое количество строительных материалов. Рашковчане активно торговали лесом, cельскохозяйственными продуктами и особенно вином, а также ремесленными изделиями. За пределами края они закупали черепицу, сельскохозяйственный и бытовой инвентарь. С 1860-х гг. действовали паровые мельницы, табачная фабрика, винокурни, винные подвалы, лесопильни. В 1870 году в Рашкове действовало три синагоги. В 1883 году династию возглавил Йехиел-Йосеф.

В 1887 году в Рашкове проживало 1410 евреев (57,3%). С 1893 года по 1916 работала еврейская школа, талмуд-тора, две частных женских еврейских училища. В 1896 году династию возглавил рабби Шломо-Залмина «II». В 1897 году в Рашкове проживало 3201 еврея (54,9%).

В 1901 году в Рашкове проживало 2620 православных прихожан, при костёле числилось 1162 прихожан-католиков. Главным занятием жителей местечка было земледелие и виноградарство; многие занимались торговлей, ремёслами. Здесь возделывали пшеницу, ячмень, просо, картофель, сахарную свеклу, виноград, табак, бахчевые. Особенно развито было садоводство. В общественных и приусадебных садах рашковчан плодоносили яблони, груши, айвовые деревья, сливы, абрикосы, персики, вишни, черешни. В животноводстве преобладало разведение крупного рогатого скота, лошадей, овец, коз, свиней, разнообразной птицы. В селе были развиты пасечное пчеловодство, рыболовство, охота. Из ремесел выделялись: гончарное, бондарное, ткацкое, лесопильное, плотницкое, скорняжное, мукомольное, маслобойное, винодельческое.

С 1909 года раввином в Рашкове был рав Йегуда-Йудел Табакман. В 1914 в Рашкове действовало четыре синагоги, имелся казенный раввин. Евреям принадлежали аптека, оба склада аптечных товаров, единственный кожевенный завод, оба лесных склада. А также единственная мельница, единственный постоялый двор, единственная чайная, пятьдесят лавок и магазинов. В том числе все пятнадцать мануфактурных, пятнадцать бакалейных и  четыре кожевенных товаров. Оба врача в Рашкове были евреями. В декабре 1917 года в Рашкове произошел погром, устроенный казачьими частями русской армии. В ходе погрома два еврея были убиты.

В 1918 г. по Днестру между Советской Россией и Румынией была установлена демаркационная линия и в Рашково разместилась погранзастава. В 1922 году значительная часть еврейского населения Рашкова занималась табаководством. Действовало несколько артелей. В 1923 году в Рашкове проживало 2127 еврея.

В июле 1941 года, вскоре после начала Великой Отечественной войны район был оккупирован румынскими захватчиками и включён в губернаторство Транснистрия. Перед захватом села, захватчики подвергли его сильному минометно-артиллерийскому обстрелу с целью уничтожения огневой точки, устроенной советским пулеметчиком на крыше костёла. Огнем пулемета она долго не давала противнику возможности переправиться через Днестр. В период оккупации в селе действовали подпольные группы сопротивления. 4 августа 1941 года, после оккупации частями румынской армии, в Рашкове было убито 70 евреев, из них 65 утоплено. В 1942 году в результате организованного саботажа им удалось затянуть уборку урожая и раздать населению часть хлеба, надлежащего сдаче оккупантам. Осенью 1943 года было арестовано и расстреляно несколько подпольщиков. Село было освобождено в марте 1944 года. Более 600 рашковчан были призваны в Красную Армию, из которых домой не вернулось 297 человек, в том числе и Герой Советского Союза Ф. И. Жарчинский.

В 1990 г. в результате образования ПМР сельсовет Рашково поддержал создание нового государства. Последовавшие затяжные и глубокие кризисные явления, характерные для постсоветской экономики коснулись и Рашково. Распался сельский колхоз, что повлекло за собой снижение уровня жизни населения. Усилился выезд из села. В 1992 году в Рашкове проживало всего несколько евреев.

Основатель Рашковской династии

 Рабби Шабтай, был одним из великих и выдающихся учеников рабби Исраеля Баал-Шем-Това и рабби Дов-Бэра магида (проповедника) из Межерича. А также учеником рабби Меира «Великого» из Перемышлян, который в свою очередь был меламедом и обучал рабби Мошэ-Йосефа сына р. Шабтая.

К большому сожалению, нам очень малоизвестно о дате его рождения и днях юности. Тот факт, что отца р. Шабтая звали Цви-Гирш, мы узнаем из его подписи (автографа) на многих его рукописях: «святой Шабтай сын р. Цви-Гирш». Некоторые источники утверждают, что р. Шабтай родился в 1656 году, однако в 1742 году он расписался  «Шабтай сын р. Цви-Гирш (ШЛИТА)». Отсюда следует, что его отец был все еще жив на этот момент. И если утверждать, что р. Шабтай родился в 1656 году, получается, что его отцу в 1742 году было больше ста десяти лет. В таком случае это не приемлемо, так как в соответствии с этим р. Шабтаю при смерти было больше ста лет, ведь он все еще жил после смерти своего учителя р. Исраеля Баал-Шем-Това. Проживал рабби Шабтай в местечке Рашков на берегу реки Днестр, в те времена на территории Польши.

Рашков был одним из тех первых мест, где распространялся свет хасидизма и учения рабби Исраеля Баал-Шем-Това. Нам известны три ученика рабби Исраеля Баал-Шем-Това, местом проживания которых являлся город Рашков:

 

Рабби Яаков-Йосеф из Полонного умер примерно в 5542 (1782) году (местечко Полонное, Волынское воеводство, Польша, ныне Хмельницкая область, Украина) и был похоронен в одном склепе со своим старшим другом рабби Йеудой-Лейбом, «Обличителем» из Полонного», раввинский пост которого рабби Яаков-Йосеф в свое время занял. Вот выдержки из эпитафии на его могиле:

Муж отважный, знаменитый подвигами хасид,

Скромный муж Божий,

Про которого говорят: «Святой»,

Раввин нашей общины, великий

Господин наш, учитель наш Яаков-Йосеф,

Сын учителя нашего Цви Каца, автор

Книги «Толдот Яаков-Йосеф»

Книги «Порат Йосеф»

«Цофнат Панеах»

∙        Рабби Авраам-Шимшон Кац (? –1799, Израиль) сын рабби Яаков-Йосефа, который заместил своего отца на пост раввина после его смерти.

 

Рашкевер хасидим

В дни нашего ребе рабби Шабтая начал светить великий свет хасидизма. Рабби Шабтай удостоился приблизиться к этому свету и черпать знания от своего учителя святого рабби Исраеля Баал-Шем-Това. Он стал одним из его выдающихся учеников и последователей. В своем молитвеннике (сидуре) он не раз приводит каванот (направленная мысль) и йихудим, которые принял от своего учителя.

В хасидских дворах по сегодняшний день существуют не мало обычаев, источником которых является рабби Шабтай, который слышал их из уст рабби Исраеля. Стоит привести некоторые из них. Существует обычай произносить «Вихи ноам» и «Йошев бесетер» семь раз после зажигания ханукальных свечей. А также обычай не произносить никаких праздных слов по окончании чтения «Тикун лейл шавуот» вплоть до завершения чтения «Кдушат кетер», который также берет свое начало от рабби Исраеля Баал-Шем-Това.

Рабби Шабтай учил:

1)                    Многие выводят новинки из Торы, и если бы они истолчали Тору в ступке, они бы смогли выжать из этого сок из серебра. И это то, что сказано: «богов серебряных и богов золотых не делайте себе».

2)                    Ситра Ахра бессильна против того, кто постится, так как в нем нет так много негодного. В этот день он подобен ангелу. Окружающие подозревают его в грехах, так как лицо его бледнеет, как говорили мудрецы «знак того, что человек согрешил – бледнеющее (зеленеющее) лицо. И потому у него есть заслуга, счастлив подозревающий его! Он становится кротким, ибо гордость приходит от избытка еды. В этот день он становится на уровень «судного дня», который является уровнем Моше рабейну. На него никак не влияют небесные суды, так как свойство суда зовется огнем (еш), нотарикон – еда и питье (ахила, штия). Ибо посредством этого он согревает себя и свойство суда овладевает им. Таким образом он уменьшает червей в загробных мучениях (хибут а-кевер), ибо не оставляет душа тело, пока тело не разрушится вовсе. В будущие время единственным исправлением будет лишь пост. Есть ангелы, которые не могут подняться, но они смогут подняться лишь посредством человека, который постится. Такой человек видит будущее, ибо от избытка еды приходит порок. Постящийся человек уподобляется чистоте миквы, намек – (баал-кома)  буквы слова (миква).

3)                    Обязан человек в каждый день говорить (перек шира). И знай, что всякое творение в мире имеет ангела на небесах, и посредством этого ангела источается на них изобилие. Но не может ангел источать изобилие на нижние миры до тех пор, пока не скажут (перек шира) в нижних мирах и посредством этой песни они получают жизненную силу и пропитание. И подобно тому, как высшие миры нуждаются во Всевышнем, подобно этому сотворенные в нижних мирах нуждаются в человеке, посредством которого они благословляются. Потому всякий, говорящий (перек шира) и знает каким образом направить мысль, распознать какая песнь относится к тому или иному творению, тем самым он является причиной источения изобилия на все творения, зависящие от него. И заслуга его велика.

4)                    Мудрость кабалы предполагает уменьшение разговоров и увеличение молчания, насколько это возможно. Тому, у кого в голове путаница, кто может подумать в сердце своем, что это ложь, так как не понимает этой мудрости, запрещено ему постигать мудрость кабалы, ибо может погубить и то, что взрастил. Но тот, кто наивен и прямодушен, который сознает, что его непонимание суть несовершенство разума, должен учить кабалу и это заповедь заниматься ею. И если он совершит ошибку в постижении этой мудрости, то понимает, что это не является грехом, но продолжает быть удовлетворенным в служении Всевышнему благословенному. Во всяком случаи пусть учит то, что желает учить, ибо может статься так, что родился он лишь для того, чтобы исправить именно это учение, к которому так страстно рвется, к Пятикнижию, Мишне, Талмуду или Кабале.

5)                    Без сомнения человек удостоится руах а-кодеш если в течение сорока дней не будет произносить праздные слова.

6)                    Если человек учится, но все забывает, пусть не оставляет изучение Торы (Пятикнижия), ибо она (Тора) из мира женского начала (алма денуква), а там забывчивость допустима. А если так, то он должен исправить мир женского начала (алма денуква) и от этого он ничего не теряет ибо место того требует. Но чтобы не забывал и в будущем смог исправить и мир мужского начала (алма дедухра), пусть обваляется в снегу (снег (шелег) – гиматрия забывчивость (шихха)) после чего пусть умоет лоб три раза.

7)                    Да будет твой рав самым великим из всех великих мудрецов.

Исследуй первоисточники ранних мудрецов, ибо сочинения последних являются всего лишь сборниками (первых).

Учи из книг в твердом переплете, так как к ним сердце более расположено.

Всегда конспектируй то, что учишь.

Всегда учи в полный голос, но не шепотом.

Избавься от всех посторонних мыслей во время изучения тобой Торы, и представь, будто ты не в мире сем, но в саду Эдена.

Заповедь плодиться и размножаться нужно в изучении Торы, чтобы не получилось так, что твой мозг бесплоден и не может плодить. И для этого он должен в каждый день учить что-то новое. И как сказали наши мудрецы «кто не прибавлял, пусть прибавит». И будет куда лучше, если ты сам выведешь новинки из Торы!

8)                    Корень всех лучших качеств – уединение (итбодедут). Ибо тот, кто постоянно жаждет находиться в толпе, не может он прильнуть ко Всевышнему. Уединение – качество присущее изучающим Тору. И пусть всегда у него будет особенная комната, в которую никто не сможет зайти. И если у него нет возможности учиться в синагоге, пусть будет эта комната для него как «святая святых».

9)                    На того, кто жаждет всем сердцем и душой изучать днем и ночью Тору, не распространяются никакие виды аскезы и изнурения плоти.

10)                Только пребывая в радости можно заниматься изучением Торы, ибо Шхина не пребывает на том, кто грустен.

11)                (Кульмос) Перо, которым пишут Пятикнижие, нужно хранить должным образом, чтобы не использовать его для письма других текстов.

Наш ребе был замечательным софером (переписчиком) и у него был очень красивый и четкий почерк. Рабби Исраель имел обычай передавать ему свои рукописи, чтобы тот их переписывал и размножал. В архивах рабби Исраеля имелась рукопись книги «ха-цореф», автором которой являлся рабби Хешел Цореф из Кракова. Рабби Исраел передал рукописи нашему ребе, но время им не благоволило, так как рабби Исраел умер еще до того, как рукопись была переписана. Эта подробность нам известна из уст самого рабби Шабтая.

 

Династия рашкевер хасидим

∙        Рабби Шабтай из Рашкова сын рабби Цви-Гирш, автор сидура (молитвенника) «Сидур Рабби Шабтай», ученик рабби Исраел-Баал-Шем-Това. Похоронен в Рашкове.

∙        Рабби  Шломо-Йосеф из Рашкова сын рабби Шабтая, ученик рабби Пинхаса из Кореца. Умер 7 адара.

∙        Рабби  Шломо-Залмина из Рашкова сын рабби Шломо-Йосеф, в его дни умножился хасидизм в Рашкове. Умер в 5512, 13 нисан (1752, 17 март). Похоронен в Вадул-Рашков.

∙        Рабби Шабтай «II» сын Р. Шломо-Залмина. Умер 8 тевета. Похоронен в Вадул-Рашков.

∙        1- Рабби Йехиел-Йосеф сын рабби Шабтай «II». Умер 7 адара. Похоронен в Вадул-Рашков;

            2 – Рабби Моше-Авраам сын рабби Шабтай «II».

∙        Рабби Шломо-Залмина «II» сын рабби Йехиел-Йосеф. Умер в 5674 году 20 хешвана (1913, 20 ноябрь). Его жена – дочь рабби Авраам-Йеошеа-Ешл из Меджибожа.

∙        1 – Рабби Шалом Цукерман из  Рашкова. Адмор города Калараш. Родился в 5654 году (1894). Умер в 5690 году 21 ияра (1930, 19 май, Америка, “united hebrew cemetery”). Его жена – дочь рабби Йицхак II из Березны.

            2 – Рабби Йицхак-Меир. Его жена – дочь рабби Мордхая из Чернобыля.

            3 – Рабби Мордхай. Его жена – дочь рабби Моше-Дан из Сквиры.

            4 – дочь (имя не известно), жена рабби Барух-Давид Тверский из Клинковича.

         5 – дочь (имя не известно), жена рабби Давид-Мордхай из Тальны.

            6 – дочь (имя не известно), жена рабби Моше-Давид Тверский из Шпикова сын рабби Мордхая.

            7 – дочь (имя не известно), жена рабби Яаков-Исраел Рабинович из Херсона автора «Шеерит Яаков».

            8 – дочь (имя не известно), жена рабби Хаим-Огер из Шаца сын рабби Моше сын рабби Баруха из Вижниц.

Другие имена раввинов города Рашков:

– рабби Элиезер

– рабби Шнейор-Александр Зискинд

– рабби Моше из Рашкова, который покоится в городе Могилев, правнук гаона, кабалиста и святого рабби Йехиеля из Немирова, который был убит, освящая имя Всевышнего в 5408 году 20 сивана (1648, 31 май).

На Кишиневском еврейском кладбище сохранились могилы потомков этой династии.


 

 

Достопримечательности этого старинного села известны, не раз описаны в исторических трактатах и художественных произведениях, о штетле Рашков писала и газета «Еврейское местечко». Но, поверьте, это место надо видеть. Как-то совершенно внезапно равнинная часть дороги прерывается и открывается удивительно живописный вид на скалистые берега Днестра, где и расположен этот населённый пункт с богатой историей. В 1402 году крепость Калаур, построенная для охраны южных пределов государства, состояла в списке городов и замков, входящих в состав Великого княжества Литовского. С этой даты и начинает официальный отсчет своей биографии Рашков, в разное время имевшей статус города, крупного села, еврейского местечка. Не раз оно подвергалось разрушениям (так, сама крепость Калаур не сохранилась), случались катастрофические пожары, войны. Но, как отмечают историки, здесь всегда в мире и согласии жили люди разных национальностей: молдаване, армяне, украинцы, поляки и, конечно же, евреи. О том, когда появились евреи в этих краях, ученые спорят до сих пор. Предположительно, с конца семнадцатого до начала восемнадцатого века здесь строится самая большая синагога в Молдове – и Рашков становится центром духовной жизни многочисленной еврейской общины. Здесь располагается резиденция хасидских ребе рашковской династии. Сюда стекается еврейское население окрестных сел на время шаббата или важных религиозных праздников.

r1

С нетерпением устремляемся осматривать почтенные развалины синагоги. Размеры строения, остатки росписей, украшений в камне производят впечатление. Толщина стен достигает полутора метров и больше, кое-где сохранились каменные своды, выполненные неизвестными мастерами, осматриваем остатки галерей и переходов. В углу, напротив центрального входа, замечаем наполовину вросший в землю небольшой вход в лабиринт, ведущий на крышу. Для кого он предназначался? Был ли он потайным, хозяйственным? Лестница с каменными ступенями идёт круто вверх, коридор до того узкий, что даже двенадцатилетний ребенок с трудом помещается в нем. Мы вытираем рукавами куртки вековую пыль со стен тесного тоннеля, кое-где приходится пробираться почти ползком. Кажется, вот-вот застряну… Ура! Я – на самом верху, страшновато, стою на неровной, развороченной взрывом и временем, поверхности стены. Стоим, глядим, пытаемся представить бурную некогда еврейскую жизнь Рашкова…

r2

По дороге к кладбищу осматриваем самый старый в Молдове костел, носящий имя Святого Каэтана (был построен в 1749–1790 гг.). Заведует приходом молодой симпатичный монах, учившийся в Польше. Он рассказал нам, что в тридцатых годах двадцатого столетия поступил приказ уничтожить культовые строения. Так была взорвана синагога, православная Покровская церковь (1740 г.). Каким-то чудом удалось сохранить костел. До 90-х годов там располагалось зернохранилище. Сейчас отреставрированное здание радует глаз европейским видом и ухоженной территорией.

По еврейскому кладбищу мы бродим, разглядывая ритуальные гравировки на постаментах, пытаемся прочесть имена тех, кто был похоронен там столетия назад. Многие плиты покосились, некоторые лежат на земле, какие-то раскололись, поросли мхом и травой. Посещает ли кто-нибудь могилы, кроме любопытных туристов? Вряд ли… Почему же у меня нет ощущения заброшенности и забвения этого места?

Гора Красная розовеет под лучами заходящего солнца, манит таинственными пещерами, разломами и провалами. Сколько же еще интересного и непознанного таит в себе древняя земля в излучине Днестра!..

IsraelRussiaUSAUnknown