Хедер для взрослых

Рыба – мясо

Написано в Гемаре “Хулин”: “Нужно избегать опасности еще больше, чем нарушения”. Рамбам объясняет это подробнее: “Если какая-то вещь представляет угрозу для жизни – убрать ее или удалиться от нее подальше”. Наши мудрецы считают, что здоровье еврея подвергается опасности, когда он ест рыбу вместе с мясом. Поэтому они ввели следующие ограничения: – Мясо и рыбу не готовят в одной посуде и не едят из одной тарелки. Это не значит, что нужно заводить отдельные “мясную” и “рыбную” сковородки. Надо просто тщательно вымыть сковороду, чтобы к ней не пристали остатки пищи от предыдущей готовки. – Если в мясное блюдо упал кусочек рыбы, его надо немедленно удалить. А если это был рыбный соус который смешался с варевом? Мы прикидываем: если доля соуса в общем объеме меньше 1/60, тогда это не страшно. Блюдо остается мясным, его можно есть. А если рыбы и мясо оказалось в сковороде почти поровну, тогда само варево запрещено для еврейского стола, но можно использовать его другим способом, например, накормить животное. – Как быть со сковородкой? Исходя из правила “опасность тяжелее нарушения”, мудрецы просят, чтобы ее откошеровали, т.е. опустили на какое-то время в кипящий котел. Если это невозможно, а другой сковородки нет, идут по более легкому мнению: начисто отмыть и дать этой посуде “отдохнуть” не меньше суток.

“Десять обязательств”

При заключении брака обе стороны обговаривают обязательства, которые берутся по отношению друг к другу. Но есть “десять обязательств” мужа, которые не нужно обговаривать, поскольку они от- носятся к любой еврейской паре. Три первые обязательства записаны в Пятикнижии. Еврейский муж обязан: 1. Кормить жену 2. Обеспечивать ее одеждой 3. Не лишать ее супружеской близости. Остальные пункты установили еврейские мудрецы во времена Второго Храма. Главным из них, из которого вытекают все остальные, является “кетуба”. Это своего рода “страховой семейный полис”. В случае кончины мужа или развода жена получает по кетубе определенную сумму. Еще шесть пунктов называются “дополнениями к кетубе”. Согласно им, муж обязуется: – В случае болезни супруги оплачивать врача. – Если она попала в плен, выкупить ее. – Если она скончалась (хас ве-шалом!), организовать похороны. – Если муж скончался, то вдова имеет право жить у его наследников и получать содержание из наследства, – до тех пор, пока не выйдет снова замуж. – То же правило относится к ее дочерям от предыдущего брака – они получают содержание от наследников покойного. – В случае смерти матери ее сыновья могут получить деньги по ее кетубе. Конечно, мы не смогли раскрыть в этой заметке все детали. Но общее направление очевидно: забота, любовь, ответственность…

 

“Человек Храма, шалом!..”

Глухая дрожь от стенобитных машин врага, и запах гари доносится к нам через толщу веков. Но сила еврейской веры в том, чтобы даже в течение этих “трех недель” увидеть Храм во всем его великолепии, непоколебимо стоящим в центре Иерусалима. Есть обычай в эти дни учить законы Храма. Мы берем с полки том Рамбама и пытаемся представить, как выглядело сердце мира прохладной горной ночью… Охранять Храм – одна из заповедей Торы. Хотя ни вор, ни грабитель не осмелятся проникнуть туда, но так мы выражаем свой трепет перед Святилищем. Если есть два дворца, и один охраняется, а другой нет – почет какого из них больше?.. “Мицва охраны” продолжается всю ночь. Охранниками могут быть только коэны и левиты. Двадцать четыре поста было в Храме, двадцать четыре человека стояли на часах. Коэнам-стражникам разрешалось спать, но, конечно, не в той одежде, в какой они занимались Б-гослужением. “Одежды служения” они сворачивали и клали себе под голову. Спали только на полу – как положено тем, кто несет вахту во дворце короля. Левиты стояли у пяти ворот Храма, и на четырех углах его, и в других местах. Им спать не разрешалось. Специальный человек проверял посты. Подходя к левиту, говорил он: “Человек Храма, шалом тебе!”

 

Ханука

Старый Матитьягу был первым, кто поднял знамя восстания против греков. Вместе со своими сыновьями он боролся против намерения греков приносить жертвы статуям в городе Модиин. Когда пришло время умирать, позвал своих сыновей и сказал им свою последнюю волю и завещание. В своей речи он упомянул всех героев, преданных своему народу. Он назначил своих сыновей в качестве преемников, укрепил их сердца, наказывал не бояться греков. Вот что сказал своим сыновьям Матитьяху:

“Я, дети мои, теперь собираюсь в путь, всем нам судьбою предначертанный. Оставляю вам свои убеждения и прошу вас не изменять им, но быть добрыми их охранителями. Помните о всегдашнем стремлении отца и воспитателя вашего спасти от гибели издревле установленные обычаи и поддерживать грозящее погибнуть древнее государственное устройство наше. Не входите в общение с теми, кто либо добровольно, либо по принуждению изменил ему, но являйте себя достойными меня сыновьями, которые, несмотря на господство всяческого насилия и принуждения, были бы в случае необходимости готовы даже умереть за свои законы. Помните при этом, что Господь Бог, видя вас такими, не забудет о вас, но, радуясь вашей стойкости, вернет вам все следуемое и возвратит вам свободу, пользуясь которой вы спокойно и без страха сможете жить по своим обычаям. … На первом же плане увещеваю вас жить в согласии друг с другом и охотно признавать друг у друга имеющиеся у каждого из вас преимущества, чтобы каждый мог приносить другим пользу этими качествами. Признавайте брата своего Шимона за его выдающиеся умственные способности отцом своим и слушайтесь его советов; Маккавея же, за его храбрость и силу, сделайте начальником вашего войска; он отомстит за народ свой и отразит врагов. Привлекайте также к себе всех праведных и благочестивых и укрепляйте свое могущество”.

 

Каждый – единственный

Люди, выросшие в «постмодернисткой» семье (папа, мама, ребенок и собачка), относятся к многодетным семьям подозрительно, иногда почти с брезгливостью: «Люди так не размножаются, не плодятся десятками!»
Психологи сегодня утверждают, что отнюдь не числом детей определяется качество воспитания. Решающим фактором оказывается изначальный подход родителей к детям. Благополучными оказываются те семьи, где с раннего возраста к каждому ребенку относятся как к неповторимой и самостоятельной личности. Но нужно ли выписывать академические журналы, чтобы узнать об этой простой закономерности?
Говорит р.Эльазар, сын р.Шимона бар Йохая: «Легче вырастить мириад оливковых деревьев в Галилее, чем вырастить одного ребенка в Эрец-Исраэль». И, чтобы не было сомнений в понимании этого высказывания, комментарий «Яфат-тоар» добавляет: «Даже если пропитание в изобилии».
Да, не в пропитании тут дело. Растить детей трудно, мы знаем это из слов Всевышнего, обращенных к Хаве: «В муках будешь рожать детей». Как известно, мудрецы видят здесь намек не только на родовые муки, но и на тяготы воспитания.
Слов олигьен (от «легион») означает не просто великое множество, но множество тождественных, строгоупорядоченных безликих «единиц». Слово «один» в устах р.Эльазара это не количественное числительное, оно подчеркивает уникальность, единичность каждой личности. И еще: он говорит о великой задаче – вырастить «одного ребенка» означает вырастить ребенка, душа которого едина, цельного человека.
Вслушаемся в эти слова: «вырастить одного ребенка в Эрец-Исраэль». Мы не растим детей легионами, тут нет протоптанной колеи, нет незыблемых правил.
Может быть, первое, что бросается в глаза гостю Израиля, – именно дети, так не похожие на знакомый (и по собственному прошлому) образец еврейского умника, периодически избиваемого одноклассниками, вундеркинда, которому с младых ногтей твердят: «чтобы сойти за серебро, ты должен быть золотом». Известный современный израильский (а в прошлом российский) педагог и детский психолог определял это так: «в галуте нас растили в аквариуме, а своих детей здесь мы выпускаем в море».
Мудрецы говорят, что первым таким «евреем, выращенным на воле» был Яаков, одинаково уверенно чувствовавший себя и в степи со стадами, и в шатре учения. Красивая метафора говорит о таком гармоничном еврее «неукротимо- рыжий с кроткими глазами». Не случайно именно Яаков, «один ребенок из Эрец-Исраэль», благословляя своих детей, дает каждому из них особое, только ему предназначенное благословение.
Сыновья Яакова пройдут долгий путь, пока не встретятся вновь в Египте. Будет в их жизни много странного, неприятного, будут и вражда, и примирение, и раскаяние. Какие они разные, как выпукло описаны характеры!
Многие путают единство с единообразием. Мы хорошо знакомы с обществом, успешно стиравшим грани между городом и деревней, между мужчиной и женщиной, между человеком и скотиной. Немногим там удалось сохранить индивидуальность, да и само это государство не простояло долго. Один из секретов еврейского воспитания – уважение автономии ребенка, его неповторимости. Вырастить такого ребенка труднее,чем тонну оливок, но труды эти дадут великий результат – он вырастет человеком.

 

По законам света

В память о чуде Хануки каждый вечер праздника мы зажигаем ханукальные огни.
В нынешнем году канун праздника приходится на вечер субботнего дня, и первую свечу мы зажигаем после исхода Шабата. В воскресенье, 25 кислева (25 декабря), зажигаем две свечи. В ХАБАДе принято зажигать ханукальные свечи сразу после захода, между Минхой и Мааривом. Свечи выставляют в ханукию, начиная справа, каждый день – на одну больше. Зажигают от свечи-«служки» (шамаша), начиная с новой свечи (т.е. слева направо). После зажигания шамаша произносят благословения:
1. БАРУХ АТА, АДО-НАЙ, ЭЛО-ЭЙНУ, МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ, ВЕЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЕР ХАНУКА!
2. БАРУХ АТА, АДО-НАЙ, ЭЛО-ЭЙНУ, МЕЛЕХ АОЛАМ, ШЕАСА НИСИМ ЛААВОТЕЙНУ БАЯМИМ АЭМ БИЗМАН АЗЭ!
Это благословение произносится только в первый день праздника или когда Вы впервые в этом году зажигаете ханукальные свечи:
БАРУХ АТА, АДО-НАЙ, ЭЛО-ЭЙНУ, МЕЛЕХ АОЛАМ, ШЕЭХЕЯНУ ВЕКИЙМАНУ ВЕИГИЙАНУ ЛИЗМАН АЗЕ!
Ханукию ставят в дверном проходе, напротив мезузы. У хабадников принято использовать одно из внутренних помещений дома. Зажигает огни ханукии глава семьи.
А потом взрослые, особенно женщины, должны сидеть, любуясь светом, не менее получаса. Детвора играет в «дрейдл», ханукальный волчок, и получает от папы с мамой «хануке-гелт». Говоря об этом обычае, Любавичский Ребе выражает надежду, что дети прежде всего положат в копилку для цдаки часть полученных де нег. А если забудут, надо им подсказать. Зажгите свои огни Хануки – пусть в мире будет больше света!

 

Мягко, но твердо

Когда хозяйка дома зажгла субботние свечи, она часто думает о том, что еще хотела сделать – и не успела .

А может быть, субботу можно было принять на несколько минут позже ? Но как узнать точно, где проходит красная черта?

Начнем с конца : Шабат наступает с появлением звезд. Время между заходом и выходом звезд называются «бейна-шмашот», сумерки. Нам не дано увидеть тот миг, когда один день сменился другим. Поэтому любая работа, из тех, что нельзя делать в субботу, после захода запрещена.

Конечно, свечи стоит зажечь не в последнюю минуту. Мудрецы советуют «прибавить от будней к святости», т.е. встретить Шабат раньше, чем наступил заход . Обычай «прибавлять» есть во всех еврейских общинах, но время при этом разнится. Самое малое – зажечь свечи за 18 минут до захода. В Иерусалиме принято зажигать за 40 минут.

Зажигание свечей является важным ориентиром не только для хозяйки дома. Вы взяли такси – рассчитай те время, чтобы его хватило (с запасом!) успеть к зажиганию свечей . А водитель, принимая заказ, тоже должен подумать, успеет ли он вовремя домой.

Шулхан Арух советует хозяину дома держать руку на пульсе и в нужный срок объявить: «Зажигай те свечи!» Правда, Галаха предлагает сделать это мягким тоном: у домашних и так хватает забот. Но если вы видите, что времени в обрез, необходимо прекратить варку, мытье и прочие занятия – лишь бы не вторгнуться во владения субботы. И сделать это, по Галахе, нужно достаточно твердо.

 

Не навредить сердцу…

Вот отрыво к из книги «Сгулот а-Раби » с ответами Любавичского Ребе . Там говорится, как устранить вред допущенных ошибок. Вот несколько отрывков из нее .

Еврей обидел товарища прилюдно.

Как правило , исправление греха проходит в той же плоскости, что и сам грех, только обращено в другую сторону. Вам нужно общаться с людьми гораздо более вежливо, чем прежде , и в особенности – с друзьями. В подавляющем большинстве случаев человек позорит другого, когда им движет гнев или гордость. Теперь нужно оказаться там, где хранятся терпение , доброта, умаление своего «Я»…

По ошибке съедено некошерное блюдо.

Отныне и всегда – быть осторожным во всем, что касается еды. Конечно, в таких сл учаях мы особенно нуждаемся в помощи Свыше. Чтобы ускорить ее приход , постарайтесь в каждый будний день, перед утренней молитвой , отделять несколько монет на цдаку. А в Шабат или в праздник произнесите после утренней молитвы хотя бы один Псалом.

Нужно ли поститься, чтобы загладить грех?

Алтер Ребе , первый глава ХАБАД, считает, что в наши дни тот, кто постится, допускает не устрожение , а послабление . Ведь голод мешает этому человеку молиться, как надо , и серьезно учить Тору. Лучше пусть голодает ваш язык, а не желудок! Нужно не вести и не слушать пустых разговоров . И глаза пусть смотрят лишь на то, что не вредит сердцу. Вы скоро убедитесь, что это работа более тяжелая, чем пост. Но такой же будет награда …

IsraelRussiaUSAUnknown